На главную
 
'Исследовательская деятельность учащихся в системе общего и дополнительного образования детей'Автор - А.В.Леонтович

 
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра педагогики дополнительного образования
Программа профессионального дополнительного образования

'Исследовательская деятельность учащихся в системе общего и дополнительного образования детей' (Организация исследовательского обучения).
Объем - 72 часа.
Автор - А.В.Леонтович Москва 2008

Содержание
Аннотация 3
Представление о модели исследовательской деятельности учащихся 4
Пояснительная записка 11
Учебно-тематический план 14
Краткое содержание модулей программы 16
Перечень сайтов, поддерживающих проблематику исследовательской деятельности учащихся 29
Перечень видеофильмов 29
Перечень практических тренингов 30

Аннотация

Настоящая образовательная программа для разработана для педагогов, специалистов и руководителей образовательных учреждений и затрагивает вопросы проектирования, организации и реализации учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Программа выстроена в логике антропологического подхода к профессиональному развитию педагогов. Освоение программы слушателями предполагает работу по синтезу научного, проектного, методического и практического знания, что обеспечивает переход на новый уровень профессионального развития.
Программа реализуется непосредственно и на основе работы слушателей с собственной педагогической практикой, в результате чего не только развиваются способности, обеспечивающие реализацию учебно-исследовательской деятельности, но и изменяется сама практика: складываются механизмы построения новых образовательных ресурсов.
Первая часть программы раскрывает ее концептуальные основы; задаются основные элементы модели исследовательской деятельности учащихся, деятельности педагога по проектированию исследовательской деятельности, организации исследовательской деятельности; ее смысл, цель, содержание; ожидаемые результаты профессиональной работы современного педагога, ведущего работу по развитию исследовательских способностей учащихся и обретению ими элементов культуры исследовательской деятельности;
Вторая часть представляет общую технологию, содержание, учебные модули и методическое обеспечение образовательного процесса в рамках данной программы.
Исследовательская деятельность учащихся рассматривается как средство реализации развивающего обучения, теория которого была развита В.В.Давыдовым. Она выступает как форма учебной деятельности, особенно в среднем и старшем звене общеобразовательной школы, в процессе освоения которой у учащихся развиваются навыки постановки целей и задач собственной деятельности, подбора инструментария (методик) их решения, осваиваются техники аналитического мышления, рефлексии.
В качестве ключевых рассматривается развитие способностей педагогов занимать исследовательскую позицию в образовательном процессе, видеть и выделять в материале учебных предметов проблемы и ставить их перед учащимися, создавать условия для самостоятельного движения учащихся, когда в рамках решения исследовательских задач им нужно самостоятельно принимать одну из возможных версий объяснения свойств того или иного объекта (явления).

Представление о модели исследовательской деятельности учащихся.

Модель - идеализация, то, чего не существует в реальной жизни. Это совокупность принципов, в соответствии с которыми может быть организована деятельность в тех или иных конкретных условиях. Экспертным путем может быть установлено, соответствует ли конкретная практика заявленной модели, или она является чем-то совершенно иным.
Подчеркнем, что модель должна отражать именно существенные для нас черты развиваемой практики, и может не включать второстепенные, для наших целей несущественные. Исходя из этого модель - совокупность существенных черт предмета, которые позволяют его описывать и воспроизводить (проектировать), прежде всего по смысловому основанию. В силу этого модель такой сложной системы, как образовательный процесс должна являться результатом теоретического исследования, выделяющего его генетические, родовые качества, а не эмпирического, при котором устанавливаются лишь внешние характеристики. В современном образовании наиболее существенными являются ценностно-смысловые принципы построения образовательного процесса, определяющие взаимоотношения участников образовательного процесса, отбор содержания, представления о том, что является результатом образования.
В.П.Зинченко так характеризует понятие модели (Развивающее образование, т. 1, М., 2002. с. 55): 'В общем случае под моделью понимается функциональный гомоморфный перенос (отображение) части внешнего мира на систему понятий (изображений, визуализированных картин, символов, знаков). Это отображение не является изоморфным, т. е. взаимно однозначным, однако оно сохраняет существенные связи между элементами внешнего мира или первичной модели. Последнее свойство позволяет модели быть не только описательной, но и предсказательной. В соответствии с таким определением существенными компонентами модели являются: 1) Понятия (термины, знаки, символы). 2. Пустулаты (аксиомы или законы). 3. Правила трансформации (оперирование, вычисления). 4. Правила установления соответствия исходного состояния модели с полученными после преобразований результатами и последних с экспериментальными и практическими испытаниями'.
Для нашего случая нам необходимо выделить существенные компоненты модели исследовательской деятельности учащихся, значимых для нашей инновационной практики. Этими компонентами являются: 1) Основные понятия - те категории и термины, в которых может быть описана исследовательская деятельность учащихся и которые затем становятся рабочим языком при практической работе в учреждениях; 2) Содержание (в отличие от реализации образовательного процесса средствами других технологий); 3) Средства или формы реализации образовательного процесса; 4) Образовательный результат и критерии его оценки.
Следует помнить, что в реальном образовательном учреждении реализуется не модель, а реальный образовательный процесс. Когда говорят, что реализована определенная модель, это значит, что воспроизведено содержание, лежащее в основе модели, которое обозначено в четырех пунктах, приведенных выше. Это воспроизведение происходит только через практическую творческую деятельность педагога по проектированию и реализации конкретных форм образовательного процесса и созданию условий для реализации содержания модели в этих формах.
Таким образом, последовательность этапов работы педагога в условиях конкретного образовательного учреждения можно описать следующей цепочкой: уяснение основных элементов модели исследовательской деятельности учащихся - выделение существенных специфических особенностей учреждения и контингента обучающихся по отношению к модели (какие функции исследовательской деятельности эффективно 'работают' в этих условиях) - определение форм исследовательской деятельности, которые могут быть эффективно реализованы в условиях обозначенной специфики - включение указанных форм в арсенал средств педагога.
Поясним это на примере. В условиях гимназии или лицея главной функцией исследовательской деятельности может быть организация на ее основе профильного обучения, поэтому здесь необходима разработка курсов по выбору, введение в базисную сетку часов на выполнение исследовательских проектов, организация системы индивидуального консультирования и защиты этих проектов. В основной школе на основе исследовательской деятельности эффективной оказывается организация общеучрежденческих проектов на основе работы разновозрастных групп дополнительного образования. В учреждения дополнительного образования оказывается наиболее эффективным организация выездных форм работы, включая экскурсии и экспедиции и т. д. Очевидно, что задачи и формы исследовательской деятельности должны соответствовать особенностям учащихся, возрастным особенностям их развития, специфике познавательной мотивации, в противном случае учебные исследования могут оказаться неэффективными и даже вредными.
Рассмотрим подробнее отдельные компоненты модели:

1) Основные понятия.
Исследовательская деятельность учащихся. Исследовательская деятельность учащихся - образовательная технология, использующая в качестве главного средства достижения образовательных задач учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста - руководителя исследовательской работы. В процессе исследовательской деятельности реализуются следующие этапы (вне зависимости от области исследования), характерные для исследований в научной сфере: постановку проблемы (или выделение основополагающего вопроса), изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Исследовательское обучение - образовательный процесс, реализуемый на основе исследовательской деятельности учащихся. Основные характеристики исследовательского обучения: 1) Выделение в учебном материале проблемных точек, предполагающих неоднозначность; специальное конструирование учебного процесса 'от этих точек' или проблемная подача материала; 2) развитие навыка формирования или выделения нескольких версий, гипотез (взгляда на объект, развития процесса и др.) в избранной проблеме, их адекватное формулирование; 3) развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников - (методики сбора материала, сравнения и др.); 4) работа с первоисточниками, 'свидетельствами' при разработке версий; 5) развитие навыков анализа и принятия на основе анализа одной версии в качестве истинной.
Метод проектов - способ эффективного выстраивания какого-либо типа деятельности. Это метод, позволяющий спланировать исследование, конструкторскую разработку, управление и т. д. с тем, чтобы достичь результата оптимальным способом. В этом смысле любая сознательная деятельность является проектом постольку, поскольку предполагает достижение этого результата и работу по организации и планированию движения к нему. Нужно хорошо понимать, что проект реализации исследования не является проектом, а остается исследованием, при этом лишь организованным проектным методом.
Учебное исследование и научное исследование. Основная особенность исследования в образовательном процессе - то, что оно является учебным. Если в науке главной целью является получение новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
Исследовательский проект учащегося - проект по выполнению им исследовательской работы, который разрабатывается совместно с руководителем в соответствии с этапами, обозначенными в п. 'Исследовательская деятельность учащихся'. При проектировании исследовательской деятельности в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий. При этом развитие исследовательской деятельности учащихся нормируется выработанными научным сообществом традициями с учетом специфики учебного исследования. Главной целью исследовательского проекта учащегося является получение представлений о том или ином явлении.
Педагогический проект руководителя исследовательской работы - проект, направленный на организацию образовательного процесса с учащимися на основе применения учебного исследования. Главной целью этого проекта является достижение образовательного результата - развитие способностей учащихся анализировать полученные данные, планировать ход выполнения работы, занимать исследовательскую позицию. С этой целью руководитель анализирует склонности и способности учащихся, возрастные особенности психического развития, предлагая те или иные темы работ, адаптирует методики, создает условия для проявления познавательной инициативы учащихся.
Авторская позиция учащегося в учебных исследованиях. Как было сказано, главной целью исследований школьников является развитие их способности занимать исследовательскую позицию по отношению к окружающим явлениям, навыков аналитического мышления. Это достигаются наилучшим образом тогда, когда учащимся создаются условия для самостоятельной постановки задач исследования, выбора объекта, попыток анализа, выдвижения версий (гипотез) развития исследуемого явления. При этом учащийся действует в соответствии с своими интересами и предпочтениями, занимает творческую, авторскую позицию при выполнении исследования, т. е. самостоятельно ставит цели своей деятельности. Из этого следует, что на каждом этапе исследований нужно дать учащемуся определенную свободу в работе, иногда даже в ущерб методике, - иначе исследование может постепенно превратиться в обычную при репродуктивной системе обучения последовательность стандартных учебных этапов.
Современное понимание смысла исследовательской деятельности учащихся. В развитии исследовательской деятельности учащихся в России имеются давние традиции. Так, во многих регионах создавались и функционировали юношеские научно-технические общества и малые академии наук. Деятельность многих юношеских научно-технических обществ нередко сводилась к реализации в среде старших школьников модели функционирования академических исследовательских коллективов, реализации в упрощенном виде исследовательских задач лабораторий научно-исследовательских институтов. Главной целью этой деятельности являлась подготовка абитуриентов для вузов и формирование молодой смены для научно-исследовательских институтов. На деле это означало реализацию учебно-воспитательного процесса в более индивидуализированном виде в дополнительно вводимой предметной области. В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки детей, значение термина 'исследовательская деятельность учащихся' приобретает несколько иное значение. В нем уменьшается доля профориентационного компонента, факторов научной новизны исследований, и возрастает содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования.

2) Содержание и цели обучения.
Проблема построения нового содержания образования уже давно обсуждается в педагогическом сообществе. В соответствии с современными достижениями личностно-ориентированной педагогики, компетентностного подхода и др. определяющими содержание образования параметрами являются:
- объем информации, обеспечивающий возможность построения ориентационных сетей (или карт) человека в системе накопленных человечеством знаний (или знание куда обратиться за той информацией, в которой в данный момент возникла необходимость);
- опыт, личностно присвоенный, организации и реализации предметных деятельностей различного вида; знание о том, что и как необходимо сделать, чтобы самостоятельно достигнуть намеченного результата;
- практика выстраивания личностного отношения к предмету деятельности, ее последствиям, способом собственной самореализации в этой деятельности. Знание о том, зачем то или иное действие нужно или не нужно делать, представления о разнообразных последствиях этого действия, морально-этическая его квалификация. Через освоение такой практики деятельность учащегося становится рефлексивной, а сам он субъективируется в этой деятельности;
- способность строить коммуникативные связи, позволяющие эффективно выстраивать коллективную деятельность; формулировать 'запросы' и 'обращаться' за недостающими предметными позициями к другим субъектам.
Можно сформулировать основные функции, которые исследовательское обучение имеет в образовательном процессе, учитывающие обозначенные выше параметры, определяющие содержание образования:
- путь повышения эффективности усвоения учащимися знаний, умений, навыков, освоения государственных образовательных программ общего образования и достижения соответствующих образовательных стандартов. Эту задачу общего образования никто не отменял и исследовательская деятельность здесь может выступать
- инструмент становления и развития психических функций, общих и специальных способностей, мотивационных установок учащихся. В этом аспекте исследовательская деятельность выступает как образовательная технология построения общего образования, ориентированная на задачи развития, способ обновления содержания общего образования через развитие деятельностных способностей;
- способ профориентации и начальной профессиональной подготовки. Этот контекст задает задачу построения непрерывного образования школа-вуз, отбора талантливых и мотивированных детей с последующей профилизацией их образования и ориентацией на работу в высокоинтеллектуальных отраслях;
- средство обретения молодым поколением культурных ценностей, вхождение в мир культуры через культуру и традиции научного сообщества. Это прежде всего - способность строить собственные отношения к явлениям окружающего мира, занимать авторскую позицию. Здесь мы имеем дело с образовательными задачами самого широкого плана - эффективной социализацией, историко-патриотическим и сословным воспитанием - в конечном счете, воспроизводством культуры социума от поколения к поколению.
Исходя из этого можно сформулировать основные задачи, которые позволяет решать исследовательское обучение:
Приобретение навыка решения познавательных, поисковых, проектных задач исследовательским методом - как одним из наиболее мощных методов построения представлений об окружающем мире и оценки достоверности этих представлений. В этом смысле освоение исследовательского метода является приобретением общей компетентности исследователя, основой которой является способность строить достоверные представления об окружающем. Исследовательский метод созвучен учебной деятельности В.В.Давыдова, целью которой является развитие общих способностей учащегося по постановке целей и реализации процесса собственного учения.
Создание познавательной базы исследовательской компетентности - представлений об общей систематике знаний человечества, которая задается через сетку учебных предметов, определяемых базисным учебным планом.
Развитие базовых способностей личности к рефлексивному мышлению, аналитическому подходу, становлению субъектности - или способности строить себя как человека, субъекта собственной деятельности.
Возможность введения человека в мир человеческой культуры через культуру научного сообщества - освоению принятых здесь способов и норм деятельности, восприятию на личностно значимом уровне образцов, авторитетов и ценностей научного сообщества.

3) Формы реализации.
Среди форм организации исследовательского обучения выделим следующие главные (в каждом конкретном случае учитель может разрабатывать и использовать и самостоятельно разработанные формы):
1. Проблемное ведение уроков базисного компонента учебного плана общеобразовательной школы по традиционным предметам. При этом реализуется проблемный подход к ведению урока - представление учителем различных точек зрения на заданную тему, организация дискуссии, в процессе которой происходит анализ учащимися представленных учителем первоисточников и высказываются различные мнения, которые затем формулируются в виде выводов. Можно организовать доклады учащихся по поставленным в качестве домашних заданиям (с написанием проблемно-реферативных работ), отражающим различные точки зрения на проблему с режессурой научной дискуссии с формулировкой выводов.
2. Обновление содержания образования через введение в сетку базисного компонента учебного плана специальных учебных предметов. Например, курс 'методы научных исследований' в рамках которого дается методология исследовательской деятельности с иллюстрацией на конкретных задачах в рамках образовательных областей и отработке постановке и реализации исследовательских задач в рамках домашних заданий и последующей их презентации на уроках. Следует обратить особое внимание на специфику применения дедуктивных принципов в подаче материала, поскольку в школьном возрасте такие методы еще не всегда доступны учащимся и требуют подробного фактологического сопровождения.
3. Курсы в рамках школьного компонента - элективные курсы предпрофильного и профильного обучения в области различных естественных и гуманитарных наук, которые строятся на основе выполнения исследовательских проектов.
4. Группы дополнительного образования с применением широкого спектра различных форм групповой и индивидуальной работы по дополнительным образовательным программам. Фиксация результата как законченной исследовательской работы.
5. Применение исследовательского подхода при проведении экскурсий традиционного характера. Постановка индивидуальных исследовательских задач с фиксацией результата в виде отчетных творческих работ.
6. Реализация общешкольных проектов (например, интегрированной образовательной программы общего и дополнительного образования, тематические интегрированные проекты по определенной проблеме) на основе исследовательской деятельности на уровне учреждения с тесной увязкой различных форм образовательной деятельности и реализацией годового цикла исследовательской деятельности.
7. Реализация походов и экспедиций как самостоятельных форм организации исследовательской деятельности и как элементов годового цикла проведения учебных исследований.
8. Конференция и конкурс - формы презентации исследовательской деятельности.
9. Клуб, молодежное объединение (юношеское научное общество, малая академия наук и др.).

4) Результаты
Результаты исследовательского обучения разделяются на две части.
Первая - формальная - соответствие результата (исследовательской работы) критериям и требованиям, принятым в исследовательском обучении (сюда входит структура работы, оформление, качество аналитической части и др.). Методика оценки качества результата в этом случае достаточно проста и ограничивается установлением соответствия представленного продукта установленным требованиям. Главная сложность состоит в том, что эксперту необходимо помнить, что он оценивает не объективную значимость представленной работы, а ее субъективное значение для учащегося, для его развития. Поэтому на каждом этапе оценки необходимо вникать в личностные мотивы учащегося и его самооценку.
Вторая показывает, какие способности и характеристики личности были развиты в процессе реализации исследовательского обучения. Такими характеристиками могут быть: способность видеть и выделять проблему, способность к рефлексивному мышлению, уровень познавательной мотивации, наличие и выраженность авторской позиции.
Наиболее адекватным для оценки результата исследовательского обучения является экспертный путь оценки.


2. Пояснительная записка

2.1. Цели и задачи.
Цель программы профессионального дополнительного образования 'Исследовательская деятельность учащихся в системе общего и дополнительного образования детей' - становление профессионализма учителей и педагогов дополнительного образования в области проектирования, организации и руководства исследовательскими работами учащихся.
Задачи:
1. формирование у слушателей модельных представлений о технологии исследовательской деятельности и способах ее реализации в образовательных учреждениях; понятия об исследовательской позиции и способах ее формирования;
2. получение знаний в области истории и практики развития проектной и исследовательской деятельности учащихся в отечественных образовательных системах и за рубежом;
3. формирование у слушателей двух необходимых составляющих профессиональности руководителя учебного исследования - научно-исследовательской (обеспечивающей воспроизводство культуры исследовательской деятельности) и проектно-педагогической (обеспечивающей педагогически адекватную организацию исследовательской деятельности);
4. освоение навыков разработки образовательных программ (основных, дополнительных), основанных на исследовательской деятельности учащихся, их методического и дидактического обеспечения, технического сопровождения;
5. освоение навыков реализации исследовательской деятельности учащихся через различные формы организации образовательного процесса, образовательных проектов, основанных на этой технологии;
6. ознакомление с опытом работы ведущих учреждений в области реализации исследовательской деятельности учащихся.
В соответствии с конкретными условиями и возможностями программа может быть адаптирована или видоизменена.
Особенностями данной программы являются:
- актуализация требований современной образовательной системы к личности педагога, руководящего детскими исследованиями;
- раскрытие функционала педагогов через методику и технологию проектирования исследовательских задач в различных образовательных областях;
- сочетание теоретического материала и активных форм подготовки слушателей, применение тренинговых методик групповой работы со слушателями по отработке основных понятий исследовательского обучения.



2.2. Формы учебных занятий:
Лекционный курс по основным методологическим аспектам исследовательской деятельности учащихся;
Тематические авторские семинары разработчиков методик исследовательской деятельности с учащимися;
Групповые тренинги на уточнение основных понятий, связанных с исследовательской деятельностью;
Индивидуальные консультации слушателей по различным проблемам исследовательской деятельности;
Тематические семинары на базе образовательных учреждений, входящих в московскую городскую сеть 'Реализация модели образовательного процесса на основе исследовательской деятельности учащихся'

2.3. Результаты освоения образовательной программы.
Слушатели, успешно освоившие программу, получают следующие знания и навыки:
₋ представления об основных методологических особенностях учебного исследования, его отличиях от научно-исследовательской, учебной деятельности, проектирования, реферирования и т. д.;
₋ основные сведения по истории развития проектных и исследовательских методов в отечественном и зарубежном образовании; главные современные концепции проектного и исследовательского обучения;
₋ основные сведения по существующей нормативной базе исследовательской деятельности в образовательной системе;
₋ навыки разработки образовательных программ (дополнительных, профильных, элективных курсов) с использованием элементов исследовательской деятельности в различных предметных областях;
₋ навыки организации различных форм образовательной деятельности и образовательных проектов с использованием исследовательских методик (экскурсии, экспедиции, конференции и др.) в образовательных учреждениях различного вида (общеобразовательных, дополнительного образования, начального профессионального образования и др.);
₋ представления об информационных ресурсах, поддерживающих исследовательскую деятельность учащихся (включая литературные источники, интернет-ресурсы и др);
₋ представления о существующих в России и в мире исследовательских конференциях и конкурсах, применяемых на них критериальных системах оценки исследовательских работ учащихся, методике подготовки учащихся к участию в конференциях разной направленности;
₋ основные принципы экспертизы исследовательской деятельности - на уровнях ученических исследовательских работ; организации исследовательского процесса.

2.4. Востребованность специалистов, прошедших повышение квалификации по данной программе.
Слушатели, освоивших программу, востребованы в учреждениях дополнительного образования детей, блоках дополнительного образования общеобразовательных учреждений, лицеях, гимназиях, региональных инновационных сетях по развитию исследовательской деятельности учащихся. Данная программа ориентирована на повышение квалификации педагогов (педагогов дополнительного образования детей, учителей, научных работников и др.), непосредственно занимающихся с детьми учебно-исследовательской работой, а также методистов, управленческих кадров, организующих учебно-исследовательскую деятельность обучающихся. С этой целью представлено два учебно-тематических плана для названных категорий педагогических работников.

2.5. Итоговый контроль.
Итоговый контроль проводится в форме защиты курсовых работ - педагогических проектов, выстраиваемых на основе реальной практики каждого слушателя и направленных на проектирование в рамках этой практики элементов исследовательского обучения.
Типы курсовых работ слушателей и их основные разделы:
1. Программа элективного курса
 пояснительная записка,
 учебно-тематический план,
 поурочное планирование,
 список тем исследовательских работ,
 список литературы
2. Программа дополнительного образования
 паспорт программы,
 пояснительная записка,
 организация образовательного процесса,
 учебно-тематический план,
 содержание курса,
 методическое обеспечение,
 условия реализации,
 список литературы (отдельно для учащихся и педагогов),
 ожидаемые результаты и критерии их оценки.
3. Методическое пособие
 методика организации исследовательской работы по определенной теме,
 примеры дидактических материалов,
 список тем исследовательских работ,
 список литературы.
4. Концепция
 область управленческой деятельности (учебно-воспитательная работа, психологическая служба, мониторинг качества образования и др.),
 пояснительная записка,
 годовой план работы,
 ожидаемые результаты и способы их фиксации,
 список литературы.
5. Исследовательская разработка
 постановка проблемы,
 гипотеза исследования, экспериментальные исследования и их анализ,
 результаты и выводы.


3. Учебно-тематический план

? Наименование разделов и тем К-во часов Из них
Лекц Из них прак
1. Введение в педагогику исследовательской деятельности учащихся 7 5 2
1.1. Исследовательская деятельность учащихся как способ построения развивающего обучения, деятельностного содержания образования 2 2
1.2 Исследовательская деятельность учащихся как дидактическая система. Реализация дополнительного образования средствами исследовательской деятельности 2 2
1.3. Параметры профессионализма руководителя исследовательской деятельности учащихся 2 1 1
1.4. Постановка задачи на разработку темы курсовой работы слушателя курсов 1 1
2. Теория и методология исследовательской деятельности учащихся 10 6 4
2.1. История развития проектного и исследовательского обучения, современное состояние исследовательской деятельности в Москве и России 1 1
2.2. Теоретическая база исследовательского обучения. Элементы исследовательского обучения 2 2
2.3. Модель исследовательской деятельности (исследовательского обучения): 1) понятийная система; 2) содержание; 3) средства и формы; 4) результаты 3 1 2
2.4. Нормативное обеспечение и экспертиза результатов исследовательской деятельности 2 1 1
2.5. Типология исследовательских задач 2 1 1
3. Методика организации исследовательской деятельности учащихся 48 22 26
3.1. Проектирование различных форм исследовательской деятельности учащихся 4 2 2
3.2. Разработка образовательных программ, использующих элементы исследования 4 2 2
3.3. Методика организации исследовательской деятельность в учреждениях различного вида (учреждения общего, дополнительного образования) 8 4 4
3.4. Модель предметно-тематического содержания исследовательской деятельности в образовательном учреждении 4 3 1
3.5. Методика реализации исследовательской деятельности в области естественных наук 4 2 2
3.6. Методика реализации исследовательской деятельности в области гуманитарных наук 4 2 2
3.7. Обеспечение исследовательской деятельности (психологическая служба, программно-методическая работа и т. д.) 4 3 1
3.8. Проектирование исследовательской экспедиции учащихся 4 2 2
3.9. Проектирование исследовательской конференции учащихся 4 2 2
3.10. Практическая экспертная работа в составе комиссии юношеской исследовательской конференции 4 4
3.11. Использование современных информационных технологий при выполнении исследовательских работ 4 4
4. Индивидуальное консультирование. Подготовка и защита курсовой работы. 7 1 6
Всего 72 34 38


Содержание модулей программы.

Модуль 1. Введение в педагогику исследовательской деятельности учащихся.
1. Исследовательская деятельность учащихся как способ построения деятельностного содержания образования.
Понятие о содержании образования. Содержание образования в традиционном и в развивающем обучении. Понятие об учебной деятельности. Исследовательская деятельность как форма учебной деятельности. Механизмы становления теоретического мышления и способности к содержательному обобщению при реализации исследовательской деятельности. Нормативная структура исследовательской деятельности и значение отдельных ее элементов. Ключевое значение создания педагогом условий для самостоятельного принятия учащимся решения в поливерсионном поле возможностей. Роль и место исследовательской деятельности в современном образовании.

2. Исследовательская деятельность учащихся как дидактическая система. Реализация дополнительного образования средствами исследовательской деятельности
Дидактика как наука, ее предмет, цели и задачи. Дидактика в традиционном обучении. Проблема построения новых дидактических систем. Проект как дидактическая единица в исследовательском обучении.
Дополнительное образование детей. Роль и место дополнительного образования в полном общем среднем образовании. Учреждения дополнительного образования, блоки дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, школы полного дня и соответствующая специфика организации исследовательской деятельности. Технологии и формы дополнительного образования. Исследовательская деятельность учащихся как технология дополнительного образования, ее цели, задачи, функции.

3. Параметры профессионализма руководителя исследовательской деятельности учащихся
Профессиональные качества руководителя ученической исследовательской работы. Педагогическая квалификация. Опыт организации научных исследований. Роль личностной и профессиональной позиции учителя при реализации исследовательской деятельности. Учебная задача и исследовательская задача в исследовательском обучении.

4. Постановка задачи на разработку темы курсовой работы слушателя курсов.
Возможные типы курсовых работ слушателей курсов: методическая разработка, образовательная программа, аналитическое описание, исследовательская разработка. Структура и требования к различным типам курсовых работ. Концепция. Цели и задачи. Методы. Результаты. Выводы.

Литература по модулю 1.
1. Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002 ?2. С. 85-103.
2. Войтик И.М., Семенов И.Н. Оценка и развитие рефлексивного мышления. Новосибирск, 2001.
3. Выготский Л.С.
4. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., Школа-пресс, 1995.
5. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., Педагогическое общество России, 2000.
6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., Интор, 1996.
7. Дополнительное образования детей, под ред. О.Е.Лебедева. М., 'Владос', 2000.
8. Казанцева Л.А. Дидактические основы применения исследовательского метода в условиях гуманизации образования: Автореферат дис. : д-ра пед. наук. Казань, 1999.
9. Леонтович А.В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся. В сб. 'Развитие исследовательской деятельности учащихся'. Серия: 'Профессиональная библиотека учителя', М., 'Народное образование', 2001.
10. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.
11. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., 1974.
12. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., Знание, 1974.
13. Логинова Н.А. Феномен ученичества: приобщение к научной школе. Психологический журнал. 2000, том 21, ? 5.
14. Ляшко Л.Ю. Педагогические условия развития учебно-исследовательской деятельности учащихся в дополнительном образовании: Автореф. дис. : канд. пед. наук. М., 2003.
15. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
16. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. М., 1977.
17. Мириманова М.С. Рефлексия как системный механизм развития // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 99-115.
18. Морозова В.П. Организационно-педагогические основы формирования научного мировоззрения учащихся в современных условиях. Афтореф. диссс. : канд. пед. наук, М., 2002.
19. Мухина Е.А. Развитие критичности мышления у учащихся. Афтореф. диссс. : канд. пед. наук. Сочи, 2002.
20. Нежнов П.Г., Медведев А.М. Метод исследования содержательного анализа у школьников.// Вестник Моск. ун-та. Сер 14, Психология. 1988. ?2. С. 14-25.
21. Новиков С.П. Проблема формирования экспериментально-исследовательских умений и навыков с использованием средств новых информационных технологий: Автореферат дис. ... канд. пед. наук. М., 1994.
22. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С.48-63; // Школьные технологии. 2001. ?5. С. 26-35.
23. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения // Школьные технологии. 1999. ?1-2. С. 138-143; // Народное образование. 1999. ? 10. С. 158-161.
24. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. М., 1997.
25. Психолого-педагогические аспекты развития творчества и рефлексии / Под ред. Я.А. Пономарева, И.Н. Семенова, С.Ю. Степанова, М., 1988.
26. Пушкин В.Н. Эвристика - наука о творческом мышлении. М., 1967.
27. Рубцов В.В. В.В.Давыдов - основатель научной школы и директор Психологического института // Культурно-историческая психология, ? 2, 2005, с. 17-29.
28. Савенков А.И. Интеллектуальная одаренность и исследовательское поведение // Одаренный ребенок. 2003. ?6. С. 16-21.
29. Слободчиков В.И. Инновации в образовании: основания и смысл // Исследовательская работа школьников. 2004. ?2. С. 6-18.
30. Юркевич В.С., Хромова Т.В. О новом методе работы с одаренными детьми // Начальная школа. 2000. ? 3. C. 47-50.

Модуль 2. Теория и методология исследовательской деятельности учащихся

1. История развития проектного и исследовательского обучения, современное состояние исследовательской деятельности в Москве и России.
С.Т.Шацкий - основоположник проектных методов обучения в отечественном образовании. Дореволюционный период в развитии проектно-исследовательских методов в образовании. Советский период развития научно-технического творчества. Научно-техническое творчество в домах пионеров, школах. Шефство научных учреждений. Специализированные учреждения внешкольной работы (станции юных натуралистов, техников, детские: железные дороги, фермы и др.). Юношеские научные общества и малые академии наук. Всесоюзные слеты. Нормативные документы КПСС о развитии детского научно-технического творчества.
Современное состояние научно-технического творчества и исследовательской деятельности: гимназии и лицеи, учреждения дополнительного образования детей, школы юных при вузах, общеобразовательные учреждения, социальная работа по месту жительства. Конференции и конкурсы: 'Юность. Наука. Культура', 'Юниор', Всероссийские чтения им. В.И.Вернадского, Сахаровские чтения, 'Шаг в Будущее' и др.

1. Теоретическая база исследовательского обучения. Элементы исследовательского обучения.
Исследование как способ освоения действительности. Исследование в науке и в образовании. Характерные отличия исследования от конструирования, проектирования и организации. Ценностные основания исследовательской деятельности. Позиционная структура исследовательской деятельности как образовательной технологии.
Теоретические источники исследовательского обучения. Л.С.Выготский (культурно-историческая теория, понятие о зоне ближайшего развития), В.В.Давыдов (теория развивающего обучения, понятия об эмпирическом и теоретическом мышлении, содержательном обобщении), К.Д.Ушинский (педагогическая антропология), В.И.Слободчиков (представления о развитии субъективности в онтогенезе, со-бытийной общности), Н.Г.Алексеев (понятие рефлексивного мышления) и др.

3. Модель исследовательской деятельности (исследовательского обучения).
Основные понятия, используемые в исследовательском обучении и их различения. Исследовательские: деятельность, работа, способности, позиция, поведение. Обучение: исследовательское, развивающее, проблемное, эвристическое. Исследование и проектирование. Исследовательский проект учащегося и педагогический проект руководителя детского исследования. Содержание исследовательского обучения: запас знаний, личный опыт, практика выстраивания личностного отношения, коммуникативные связи. Основные формы организации исследовательской деятельности. Результат освоения учащимися исследовательских образовательных программ, основные подходы к методике их оценки: расширение знаниевой базы, повышение мотивации к учебной деятельности, развитие коммуникативных навыков и др.

4. Нормативное обеспечение и экспертиза результатов исследовательской деятельности
Законодательство Российской Федерации об образовании, Национальная доктрина образования, Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей в Российской Федерации, решения коллегий Минобразования России, нормативные правовые документы субъектов Российской Федерации, решения органов управления образованием, нормативная база образовательных учреждений.
Экспертиза как средство построения представлений о явлении. Цели, задачи, функции экспертизы. Экспертиза образовательных процессов и программ. Экспертиза процесса исследовательского обучения, ученических исследовательских работ, уровня развития способностей учащихся при реализации исследовательской деятельности.

5. Типология исследовательских задач
Индивидуализированные формы выполнения творческих работ школьниками. Исследовательские, проектные, описательные, реферативные, экспериментальные работы и их различения. Информационные проекты. Различие целей и задач при выполнении этих работ и соответствующих критериев их оценки.
Примеры построения ученических исследовательских работ.

Литература по модулю 2.
1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М., 2001. С. 64-68.
2. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2002. ?1. С. 24-33.
3. Бруднов А.К. Учебно-исследовательская работа школьников // Воспитание школьников. 1996. ? 2. ? 3. C. 5-7.
4. Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. М., Наука, 1989.
5. Горелов А.С. Отношение науки и реальности в философии Павла Флоренского // Исследовательская работа школьников. 2004. ?2. С. 118-138.
6. Громыко Ю.В. Понятие и проект в теории развивающего образования В.В. Давыдова // Известия РАО. 2000. ? 2. C. 36-43.
7. Захарова Д.И. Педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Якутск, 2002.
8. Злобин Н. Культурные смыслы науки. М., 1997.
9. Иванов Д.А. Экспертиза в образовании: краткое содержание основных понятий, терминов и подходов. М., АПК и ПРО, 2003.
10. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы. Понятия. Инструментарий. М., АПК и ПРО, 2003.
11. Карпов Е. Учебно-исследовательская деятельность в школе: В поисках новой пед. альтернативы // Экономика в школе. 2001. ? 2. C. 3-11.
12. Каунов А.М. Некоторые методологические аспекты развития научно-технического творчества учащихся // Методологические и мировоззренческие основы научно-исследовательской деятельности. Волгоград, 1998. C. 234-239.
13. Ладенко И.С., Семенов И.Н., Советов А.В. Рефлексивная организация проектировочного мышления. Новосибирск, 1990.
14. Ладенко И.С., Степанов С.Ю. Рефлексивное развитие познавательно-творческой активности. Новосибирск, 1990.
15. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. 'Народное образование', ? 10, 1999.
16. Леонтович А.В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся/ А.В. Леонтович // Наука и молодежь. Сборник материалов Российской открытой научно-практической конференции 'Мотивационно-ценностные подходы привлечения молодежи в науку'. Обнинск, 2004, с. 69-75.
17. Леонтович А.В. Основные рабочие понятия исследовательской деятельности учащихся. // Проектно-исследовательская деятельность: организация, сопровождение, опыт. Серия: 'Образовательные технологии'. Выпуск 2. М.,. 2005. с. 18-23.
18. Леонтович А.В. Проектирование исследовательской деятельности учащихся: Автореф. дис. : к. психол. н. М., 2003.
19. Леонтович А.В. Экспертиза исследовательской деятельности учащихся. В сб. Проектно-исследовательская деятельность: организация, сопровождение, опыт. Серия: 'Образовательные технологии'. Выпуск 2. М.,. 2005. с. 8-17.
20. Леонтович А.В., Громыко Ю.В., Алексеев Н.Г. и др. Экспертиза как механизм развития и управления экспериментальной и инновационной деятельностью. В сб. 'Экспериментальное образовательное пространство города Москвы'. М., 2005. С. 455-483.
21. Логинова Н.А. Феномен ученичества: приобщение к научной школе // Психол. журн. 2000. ? 5. С. 106-111.
22. Мамардашвили М.К. Беседы о мышлении // Мысль изреченная: Сб. науч. ст. Ин-та философии АН СССР / Под ред. В.А. Кругликова. М., 1991.
23. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М., АРКТИ, 2003.
24. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М.: МГУ, 2000.
25. Поддьяков А.Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами // Вопросы психологии. 1996. ?4. С. 14-24.
26. Поддьяков А.Н. Поиск материалов по исследовательской деятельности учащихся в электронных ресурсах: англоязычные источники // Исследовательская работа школьников. 2003. ?4. С. 29-32.
27. Сергеева М.Г. Наставничество в науке и образование: к вопросу о трансляции нравственных ценностей // Исследовательская работа школьников. 2003. ?1. С. 15-20.
28. Сергеева М.Г. Ценности науки как базовые ценности европейской цивилизации // Исследовательская работа школьников. 2002. ?1. С. 10-20.
29. Слободчиков В.И. Антропологический смысл исследовательской работы школьников. // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве (материалы конференции). М., Народное образование, 2005.
30. Счастная Т.Н. К вопросу о методологии научного творчества // Исследовательская работа школьников. 2003. ?1. С. 52-65.
31. Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., Наука, 1987.
32. Тяглова Е.В. Дидактические условия становления мировоззренческой позиции учащихся в процессе исследовательской деятельности: Автореф. дис. : канд. пед. наук. Волгоград, 2002.
33. Файн Т.А. Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников // Практика административной работы в школе. 2003. ?7. C. 35-40.
34. Фомина Л.Ф. О некоторых тенденциях развития исследовательской деятельности школьников. // Исследовательская работа школьников. 2002. ? 2. С. 57-72.
35. Харитонов Н.П. Экспериментальное биологическое объединение: история и принципы образовательной деятельности // Исследовательская работа школьников. 2003. ?3. С. 68-77.
36. Шаубл Л., Глейзер Р. Научное мышление детей и взрослых в процессе экспериментирования (Перевод А.Н. Поддьякова) // Исследовательская работа школьников. 2004. ?1. С. 55-61; ?2. С. 48-57.
37. Ярошевский М.Г. Логика развития науки и научная школа // Школы в науке / Под ред. С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского, Г. Кребера, Г. Штейнера. М., 1977.

Модуль 3. Методика организации исследовательской деятельности учащихся

1. Проектирование различных форм исследовательской деятельности учащихся
Основные формы реализации исследовательской деятельности: элементы исследования в рамках урока, элективные курсы, программы дополнительного образования, экскурсии, экспедиции, юношеские научные общества, конференции, общешкольные исследовательские проекты и др. Специфика каждой из форм. Проектирование исследовательских задач как создание условий для самостоятельного обоснованного выбора учащимися траектории собственных действий.

2. Разработка образовательных программ, использующих элементы исследования
Образовательная программа как основной нормативно-методический документ, регламентирующий ход образовательного процесса. Структура программы: паспорт, пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание, методическое обеспечение, условия реализации, список литературы (отдельно для учащихся и педагогов), ожидаемые результаты и критерии их оценки. Виды образовательных программ, использующих элементы исследовательской деятельности: базисный курс, элективный курс, дополнительное образование, выезд и др.
Технология разработки авторских образовательных программ, учебных пособий, методических рекомендаций для организации исследовательской деятельности обучающихся.

3. Методика организации исследовательской деятельность в учреждениях различного вида (учреждения общего, дополнительного образования)
Возможности применения элементов учебного исследования в планах работы образовательных учреждений различного вида. Построение образовательной программы учреждения на основе концепции исследовательской деятельности. Специфика организации исследовательской деятельности обучающихся в детском саду, начальной школе, общеобразовательной школе, общеобразовательном учреждении повышенного уровня (лицей, гимназия), профессиональном училище, учреждении дополнительного образования. Муниципальный уровень организации исследовательской деятельности. Образовательное сообщество малого города, основанное на исследовательской деятельности. Межучрежденческое юношеское научное общество, региональная малая академия наук.

4. Модель предметно-тематического содержания исследовательской деятельности в образовательном учреждении
Принципы выбора и адаптации исследовательских задач (объем теоретического и экспериментального материала, особенности методики исследований и т. д.). Критерии пригодности задач для применения в сфере дополнительного образования. Междисциплинарные исследования, их специфика, принципы проведения. Примеры междисциплинарных исследований. Оптимальная тематическая структура исследовательских задач при реализации исследовательской деятельности в разных формах и в разных видах образовательных учреждений.

5. Методика реализации исследовательской деятельности в области естественных наук
Задачи в области естественных наук (экология, геология, ботаника, зоология, химия и др.). Актуальная проблематика исследовательских работ школьников. Экология и принципы устойчивого развития. Примеры методик организации исследовательских работ на объектах окружающего мира. Пришкольный участок. Летний отдых на даче. Экскурсии и прогулки. Выполнение исследовательских работ на базе специализированных лабораторий (школьные, СЭС, НИИ и др.). Сотрудничество с особо охраняемыми природными территориями в области эколого-просветительской работы.

6. Методика реализации исследовательской деятельности в области гуманитарных наук
Задачи в области гуманитарных наук (история, традиционная культура, этнография, ономастика, психология и др.). Актуальная проблематика исследовательских работ школьников. Решение проблемы идентичности через реализацию исследовательских работ. Повышение уровня толерантности, способности к межкультурному и межконфессиональному диалогу через реализацию учебных исследовательских задач. Методики исследований истории собственной семьи, школы, психологические исследования внутренней среды школы, класса. Исследования в области визуальной антропологии.

7. Обеспечение исследовательской деятельности (психологическая служба, программно-методическая работа и т. д.).
Методическое объединение руководителей исследовательских работ учащихся как коллегиальный орган по развитию исследовательской деятельности в образовательном учреждении. Экспертный совет по исследовательским работам, его состав. Психологическая служба поддержки развития исследовательской деятельности. Механизмы повышения мотивации и потребности к ведению исследовательской работы.

8. Проектирование исследовательской экспедиции учащихся
Основные цели, задачи и функции исследовательской экспедиции как формы организации исследовательской деятельности учащихся. Образовательная программа экспедиции как продолжение образовательной программы учебного предмета (дополнительной образовательной программы), реализуемой в течение года. Принципы подбора района (доступность, безопасность, пригодность для оздоровительного отдыха, наличие объектов для исследования, взаимоотношения с органами власти и организациями и др.). Подбор кадрового состава руководителей. Обеспечение безопасности. Распорядок дня и реализация исследовательских задач. Обработка данных и подведение итогов экспедиции.

9. Проектирование исследовательской конференции учащихся
Ученическая научно-практическая конференция как форма организации исследовательской деятельности учащихся. Разработка положения и требования, предъявляемые к положению о конференции. Критерии оценки ученических работ. Принципы подбора состава экспертов и работа с экспертами при подготовке конференции и во время нее. Регламент экспертизы ученических работ. Подведение итогов и награждение. Аналитический этап в работе конференции. Конференция как способ задания тенденций в развитии исследовательской деятельности в учреждении, районе, округе. Освещение конференции в СМИ, в системе образования. Информационные технологии при организации и проведении ученической конференций.

10. Практическая экспертная работа в составе комиссии юношеской исследовательской конференции
Отработка практических навыков экспертной работы в составе конкурсных комиссий на XIII Всероссийских юношеских чтениях им. В.И.Вернадского.

11. Использование современных информационных технологий при выполнении исследовательских работ.
Компьютер - инструмент для повышения эффективности организации исследовательской деятельности школьников. Организация информации с помощью информационных технологий. Базы данных. Организация электронного портфолио. Электронная почта. Интернет-ресурсы и поиск необходимой информации на сайтах. Информационные ресурсы по проблемам развития исследовательской деятельности учащихся. Обработка данных экспериментальных исследований с помощью компьютера.

Литература по модулю 3
1. Intel 'Обучение для будущего'. М., 2002
2. XI Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского. // библиотека журнала 'Исследовательская работа школьников', серия 'Аналитические материалы'. М., 2005.
3. Алкснитис Н.Р. Анализ проблем, возникающих при написании работ, присланных на естественнонаучное направление // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М., 2001. С. 134-139.
4. Афиногенов А.М., Сахарова О.П. Научно-исследовательская и проектная работа московских школьников // Исследовательская работа школьников. 2003. ?1. С. 48-51.
5. Бальцюк П.Б., Огурцова Е.Ю. Организация исследовательской деятельности учащихся в школах Великобритании // Математика в школе. 1996. ? 4. C. 77-79.
6. Банникова И.Ю., Марков С.В. Социально-образовательная среда как главный фактор развития исследовательского мышления детей // Исследовательская работа школьников. 2003. ?3. С. 8-17.
7. Бирич В.Г., Горелов А.С., Зосимова Л.П., Свешникова Н.В. Изучаем культуру русских деревень. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся // Народное образование. 2001. ?3. С. 127-134.
8. Блинова Т.В. 'Школа исследователей' как форма подготовки старшеклассников к научно-исследовательской деятельности // Исследовательская работа школьников. 2003. ?1. С. 100-104.
9. Борзенко В.И., Обухов А.С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 80-87.
10. Борзенко В.И., Пискунова М.В. Нужны ли школьникам уроки математики? Мысли об учебной мотивации школьников // Исследовательская работа школьников. 2003. ?2. С. 19-32.
11. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей. М., 'Владос', 2001.
12. Бурняшов Б.А. Научно-исследовательская деятельность учащихся (гуманитарные и социально-экономические науки): Пособие для учителя и учащихся. Краснодар, 2001.
13. Верига С.В. Исследовательская деятельность на станции юннатов // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 195-197.
14. Викторов Ю.М., Лебедева С.А., Тарасов С.В. Организация исследовательской деятельности школьников: (Из пед. опыта шк.-гимназии ? 168 Санкт-Петербурга). СПб.: Шк.-гимназия ? 168, 1998.
15. Воробьева В.С. Положение об исследовательской работе учащихся // Классный руководитель. 1998. ? 1. C. 42-43.
16. Вострикова Н.А. Школьное научное общество 'Истоки' - направление опытно-экспериментальной работы школы // Исследовательская работа школьников. 2003. ?3. С. 59-60.
17. Глаголев М.В, Кочкина Г.А. Проблема объективности оценки результатов исследований учащихся на конференциях проводимых в МГДД(Ю)Т // Исследовательская работа школьников. 2003. ?4. С.
18. Глебкин В.В. Универсальное образование и общие принципы обучения // Исследовательская работа школьников 2003. ?2. С. 12-18.
19. Голанцева Т.П. Организация мини-экспедиций // Исследовательская работа школьников. 2004. ?1. С. 140-142.
20. Голанцева Т.П. Создание среды для развития способных и одарённых детей // Исследовательская работа школьников. 2004. ?2. С. 171-173.
21. Головизнина Н.Л. Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство воспитания творческой личности // Дополнительное образование. 2002. ?8. C. 6-10.
22. Гольдфельд М.Г., Лисичкин Г.В. Ученическое исследование на внеклассных занятиях по химии // Внеклассная работа по химии / Сост. М.Г. Гольдфельд. М., 1976. С. 129-138.
23. Гороховатский Ю.А. Новые информационные технологии как способ включения учащихся в учебно-исследовательскую деятельность // Применение новых информационно-коммуникационных технологий в преподавании. СПб., 2001. C. 52-72.
24. Григорян С.Д., Ванюков И.В. Поисково-исследовательская деятельность учащихся в условиях школы-гимназии // Образование в современной школе. 2000. ? 9. C. 71-72.
25. Грикалова А.Е. Развитие исследовательской деятельности учащихся в Бийском лицее // Исследовательская работа школьников. 2003. ?3. С. 44-46.
26. Гринченко О.С. Как проводить опросы местного населения о журавлях? // Исследовательская работа школьников. 2002. ?2. С. 96-102.
27. Гринченко О.С. Наблюдение за миграциями журавлей в весенний период // Исследовательская работа школьников. 2002. ?1. С. 51-62.
28. Гурвич Е.М. Геология в системе дополнительного образования школьников (на примере программы для г. Москвы) // Исследовательская работа школьников. 2002. ?2. С. 103-116.
29. Гурвич Е.М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира создания навыков поливерсионного исследования ситуаций // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 68-80.
30. Гурвич Е.М. Программа курса 'Геологическое образование школьников' для (8-11-х классов) // Школьные технологии. 2002. ?2. С. 147-149.
31. Данильцев Г.Л. Что нравится и что не нравится экспертам при оценке учебно-исследовательских работ учащихся // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М., 2001. С. 127-134.
32. Демин И.С. Использование информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 48-63; // Школьные технологии. 2001. ? 6. С. 174-177.
33. Демин И.С. Использование компьютерных средств в экспедиционной деятельности (на примере программы 'Комплексное исследование деревни') // Исследовательская работа школьников. 2002. ?1. С. 64-79.
34. Демин И.С. Программа курса 'Методика научного исследования' (для 9 класса) // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 221-222; // Школьные технологии. 2001. ?1. С. 134-135.
35. Дробышева Л.М. Методика обучения учащихся исследовательской деятельности при изучении биологии: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Тамбов, 1999.
36. Евусяк О.В. К вопросу об активизации социально направленной учебно-исследовательской деятельности школы старших классов общеобразовательной школы // Развитие образовательного процесса: опыт, проблемы, перспективы. Абакан, 2000. C. 67-74.
37. Егорова Т.А. Развитие исследовательских способностей старших дошкольников в процессе изучения природы // Исследовательская работа школьников. 2004. ?1. С. 78-86.
38. Ивочкина Т., Ливерц И. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся // Народное образование. 2000. ? 3. C. 136-138.
39. Игнатуша Н.И., Рыбалка В.В. Развитие у учащихся способностей к научно-технической деятельности: Методическое пособие для педагогов. Киев, 1993.
40. Иодко А.Г. Из опыта обучения учащихся исследовательским приемам // Химия в школе. 1978. ? 1. С. 36-44.
41. Калачихина О.Д. Распространенные ошибки при выполнении учащимися исследовательских работ / Исследовательская работа школьников. 2004. ?2. С. 77-82.
42. Калачихина О.Д. Школа с универсальным профилем при интеграции общего и дополнительного образования на основе учебно-исследовательской деятельности // Исследовательская работа школьников. 2004. ?1. С. 39-44.
43. Ковтунович М.Г. Стимулирование домашней экспериментально-исследовательской деятельности учащихся по физике: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 1994.
44. Кожевникова О.Л., Сластникова М.В. Организация исследовательской деятельности учащихся в лицее// Исследовательская работа школьников. 2003. ?3. С. 47-50.
45. Козлов В.М. Исследовательская работа юных натуралистов // Биология в школе. 1998. ? 5. C. 75-77.
46. Короткова Н. Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста // Ребенок в детском саду. 2002. ? 1. C. 42-47.
47. Корсакова Р.Р. Исследовательская деятельность в семейном воспитании // Исследовательская работа школьников. 2002. ?2. С. 79-83.
48. Коцарь Ю.А. Актуальные вопросы организации научно-исследовательской работы в профильной школе // Методист. 2003. ? 3. C. 49-50.
49. Кропанева Г.А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как технология развивающего образования (из опыта работы Вятской гуманитарной гимназии) // Исследовательская работа школьников. 2002. ?1. С. 118-126.
50. Кузнецова И.А. Краеведческие чтения как способ активизации учебной деятельности школьников // Исследовательская работа школьников. 2003. ?3. С. 145-148.
51. Кузьмина Л.В. Организация научно-исследовательской работы учащихся в школе-лицее: (Из опыта работы) // Завуч. 1999. ?3. С.101-108.
52. Кушко А.В. Научно-практические семинары в системе методической работы школы по теме 'Организация научно-исследовательской деятельности учащихся' // Практика административной работы в школе. 2002. ? 1. C. 36-48.
53. Лебедев В.П. Методическая разработка исследовательского задания для школьников 'Лихеноиндикация состояния окружающей среды' // Практическая экология для школьников. Иваново, 1995. C. 47-50.
54. Лебедева Л.А. Исследовательская работа школьников в аспекте эколого-нравственного воспитания // Исследовательская работа школьников. 2003. ?3. С. 97-99.
55. Лебедева С.А., Тарасов С.В., Викторов Ю.М. Устав исследовательского общества учащихся школы-гимназии ? 168 Санкт-Петербурга // Завуч. 2000. ? 2. C. 103-112.
56. Леонтович А.В. Исследовательская экспедиция как эффективная форма организации учебно-воспитательной работы. В сб. 'Социально-педагогическая деятельность образовательно-оздоровительных учреждений дополнительного образования детей как информационно-социальная технология'. Москва - Ярославль - 'Сахареж', Анапа - 'Кавказ', 2004. с. 130-137.
57. Леонтович А.В. Каждый человек - исследователь. В сб. 'Алхимия проекта'. Методические разработки мини-тренингов для слушателей и преподавателей программы Intel 'Обучение для будущего'. М., 2004.
58. Леонтович А.В. О практике формирования межрегионального профессионального сообщества на основе юношеского исследовательского конкурса. В сб 'Организация деятельности экспериментальных площадок', серия 'Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в г. Москве'. М., 2001.
59. Леонтович А.В. Организация творчества педагогов и учащихся: Схема организации и содержания выездной научно-исследовательской экспедиции как формы учебно-воспитательной работы в рамках экологического образования на базе учебного комплекса сред. шк. ? 1333 'Донская гимназия' и Дома научно-технического творчества молодежи Московского городского Дворца творчества детей и юношества // Завуч. 2001. ? 1. C. 93-119.
60. Леонтович А.В. Проектная и исследовательская деятельность учащихся. В сб. 'Экспериментальное образовательное пространство города Москвы'. М., 2005. С. 241-265.
61. Логинова Л.Г.. Аттестация и аккредитация учреждений дополнительного образования детей. М., 'Владос', 1999.
62. Ляндзберг А.Р. Биоиндикация состояния пресноводного водоема с помощью донных организмов // Исследовательская работа школьников. 2004. ?1. С. 67-77; ?2. С. 58-76.
63. Маранцман Е.К., Полонская О.Д., Ружьева М.С., Смольников В.Ю., Сычевская М., Ятманова М.Г. Социо- и этноэкологические исследования Валдайской экологической экспедиции // Исследовательская работа школьников. 2003. ?3. С. 120-125.
64. Новикова Т.Г. Портфолио как одна из форм оценивания индивидуальных достижений гимназистов // Исследовательская работа школьников. 2004. ?2. С. 168-170.
65. О развитии учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе дополнительного образования: Решение коллегии Минобразования РФ от 10 янв. 1996 г. ? 1/1 // Вестник образования. 1996. ? 5. C. 31-34.
66. Обухов А.С. Исследовательская деятельность подростков в деревнях Русского Севера // Народное образование. 2002. ?3. С. 174-182.
67. Обухов А.С. Построение программы психологического исследования личности в контексте русской традиционной культуры // Развитие личности. 2001. ?3-4. С. 109-120; 2002. ?1. С. 171-226.
68. Обухов А.С. Программа учебно-исследовательской специализации 'Социокультурная психология' // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 245-257; // Школьные технологии. 2002. ?4. С. 179-187.
69. Обухов А.С., Смирных М.В. Организация взаимодействия участников юношеской конференции // Школьные технологии. 2000. ?3. С. 109-114.
70. Обучение по индивидуальным учебным планам. М., 'Школьная книга', 2003.
71. Оржековский П.А. Формирование у учащихся опыта творческой деятельности при обучении химии. М., 1997.
72. Паршуков В.Г. Управленческое содействие развитию исследовательских способностей учащихся // Исследовательская работа школьников. 2004. ?2. С. 174-179.
73. Певцова И.Н. Организация экологической работы в школе // Исследовательская работа школьников. 2003. ?3. С. 88-91.
74. Пигичка Ю.Л. Глобальные проблемы современности как предмет групповой исследовательской деятельности учащихся: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1999.
75. Пигичка Ю.Л. Компьютерные технологии в учебно-исследовательской деятельности учащихся: Групповое исследование учащимися глобальных проблем современности с использованием новых информационных технологий. СПб., 1999.
76. По итогам открытой областной научно-практической конференции 'Образовательное пространство гимназии: опыт и размышления' // Исследовательская работа школьников. 2004. ?2. С. 154-156.
77. Положение о Московском городском конкурсе научно-исследовательских и проектных работ обучающихся общеобразовательных учреждений // Исследовательская работа школьников. 2002. ?2. С. 208-212.
78. Полтавцева Н.Е., Филюшова Г.П. Особенности учебно-исследовательской деятельности школьников в сфере здоровья // Исследовательская работа школьников. 2003. ?3. С. 18-20.
79. Полуянова М.А., Попова Т.В., Федотовская Н.А. Организация учебно-исследовательской деятельности в экологическом лагере // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М., 2001. С. 173-178.
80. Постникова Т.Ф. Опыт организации учебно-исследовательской деятельности при изучении природы родного края // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М., 2001. С. 179-186.
81. Правила подготовки выездных мероприятий учащихся, оформления и приема документов на выезд в Московском городском Дворце детского (юношеского) творчества. М., МГДД(Ю)Т, 2002.
82. Разработка модели образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности (материалы ГЭП) // Модернизация московского образования: механизмы развития и обновления. М., 'Школьная книга', 2004. с. 9-122.
83. Романов А.М. Занимательные вопросы по астрономии и не только. М., изд-во МЦНМО, 2005.
84. Саввичев А.С. Модель предметного содержания юношеской исследовательской экспедиции. Народное образование, ? 10, 1999.
85. Саввичев А.С. Модель предметного содержания юношеской исследовательской экспедиции // Школьные технологии. 1999. ?1-2 С. 144-147. // Народное образование. 1999. ? 10. С. 162-164.
86. Саввичев А.С. Программа курса 'Практическая биогеохимия и экология' // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 231-238; // Школьные технологии. 2002. ?2. С. 143-146.
87. Савенков А.И. Детские исследования в домашнем обучении // Исследовательская работа школьников. 2002. ?1. С. 34-45.
88. Савенков А.И. Игры, дающие старт исследовательской практике // Директор школы. 2004. ?1. С. 46-50.
89. Савенков А.И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике // Практика административной работы в школе. 2004. ?5. С. 67-68.
90. Савенков А.И. Исследовательское обучение - возможность преодолеть 'образовательный предел' // Директор школы. 2003. ?10. С. 35-41.
91. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль: Академия развития, 2002.
92. Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. Самара: Учебная литература, 2004.
93. Свешникова Н.В. Обоснование программы 'Комплексного исследования истории и культуры российских деревень' // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 140-144.
94. Свешникова Н.В. Программа курса 'Введение в фольклористику и этнографию' (для 8-11 классов) // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 243-245; // Школьные технологии. 2002. ?2. С. 177-178.
95. Свешникова Н.В. Собирательская работа старшеклассников Донской гимназии // Материалы международной конференции 'Фольклор и современность', посвященной памяти профессор Н.И. Савушкиной (20-22 октября 1994 г.) / Науч. ред. О.Б. Балашовой. М., 1995. С. 123-125.
96. Скворцов П.М. Развитие исследовательских умений у учащихся 7-8 классов во внеклассной работе по биологии в полевых условиях: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук М., 1999.
97. Стрекалова Т.Д. Исследовательская деятельность учащихся по разработке проекта 'Роль человека в истории страны' // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 212-215.
98. Тельтевская Н.В., Макарова М.Ф. Организация учебно-исследовательской деятельности школьников в аспекте социокультуры // Вопросы социальной психологии личности. Саратов, 2002. Вып.3. C. 123-127.
99. Харитонов Н.П. Методика закладки и описания пробных площадок при выполнении натуралистических исследований // Исследовательская работа школьников. 2003. ?4. С. 46-48.
100. Харитонов Н.П. Методика маршрутного описания лесных биотопов // Исследовательская работа школьников. 2003. ?1. С. 64-69.
101. Харитонов Н.П. Определители объектов живой природы: как они устроены и как ими пользоваться? // Исследовательская работа школьников. 2002. ?2. С. 84-95.
102. Хотеенков В.Ф. Из опыта деятельности учебно-исследовательских мастерских Московской городской педагогической гимназии-лаборатории: (Методические рекомендации) // Современная гимназия: от эксперимента - к практике универсального образования. М., 1998. C. 39-64.
103. Чиркова Е.К. Проектная и исследовательская деятельность в рамках предметов базисного учебного плана // Исследовательская работа школьников. 2004. ?1. С. 137-139.


Перечень сайтов, поддерживающих проблематику исследовательской деятельности учащихся.

www.researcher.ru - портал исследовательской деятельности учащихся. Методология и методика. Исследовательские работы.
www.vernadsky.info - сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского. Публикуются нормативные документы по конкурсу, детские исследовательские работы. Организована система on-line регистрации посетителей.
www.konkurs.redu.ru - обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр. Организовано on-line размещение нормативных документов.
www.subscribe.redu.ru - рассылка новостей и информации по разнообразным проблемам и мероприятиям рамках работы системы исследовательской деятельности учащихся.
www.irsh.redu.ru - сайт научно-мтодического и информационно-публицистического журнала 'Исследовательская работа школьников'.
www.iteach.ru - сайт программы Intel 'Обучение для будущего'.

Перечень видеофильмов

'Следы' - методический фильм о сущности исследовательского подхода в общем образовании (к VIII Всероссийским юношеским чтениям им. В.И.Вернадского). 8 мин.
'Телецкое озеро-2003' - информационно-методический фильм об организации и проведении Московской городской исследовательской экспедиции школьников в Алтайский государственный природный заповедник в 2003 г. 7 мин.
'Беломорье-2004' - информационно-методический фильм об организации и проведении Московской городской исследовательской экспедиции школьников на Терское побережье Кольского п-ва в 2004 г. 10 мин.
'Байкал-2005' - информационно-методический фильм об организации и проведении Московской городской исследовательской экспедиции школьников в Забайкальский национальный парк в 2005 г. 9 мин.
'INTEL ISEF. Взгляд из России' - информационно-методический фильм о ходе Всемирного смотра научного и технического творчества учащихся в Луисвилле (Кентукки, США) в 2002 г. 8 мин.
'V Word Park Congress' - информационно-методический фильм об эколого-просветительской работе на территории особо охраняемых природных территорий по итогам 5 Всемирного конгресса Парков (Дурбан, ЮАР) в 2003 г. 7 мин.
'10 лет чтений им. В.И.Вернадского' - методический фильм, посвященный 10-летию реализации программы Всероссийских юношеских чтений им. В.И.Вернадского. 2003 г. 10 мин.

Перечень практических тренингов

1. Профессиональная мотивация руководителей исследовательских работ школьников.
2. Типы индивидуальных творческих работ учащихся.
3. Проектирование творческой курсовой работы слушателя курсов повышения квалификации.
4. Целевые различия основного, дополнительного, профессионального образования.
5. Разработка дополнительной образовательной программы.
6. Поэтапное уточнение темы исследовательской работы.
7. Экспертиза ученической исследовательской работы с разных содержательных позиций.
8.
 
Instagram
Google+
Конференция ИИОС 2012гАстрахань